пятница, 27 апреля 2012 г.

Теодор Жерико - Плот Медузы / Le Radeau de la Méduse - Theodore Gericault


(обзор Интернет публикаций)

Теодор Жерико - Плот «Медузы» / Le Radeau de la Méduse 1819. Холст, масло. 491×716 см (193.3 in × 282.3 in) Лувр, Париж

Получасовой фильм Теодор Жерико. Плот «Медузы» (1819) из документального сериала «Палитры» режиссера  Ален Жобера / Alain Jaubert (Франция) доступен обладателям аккаунта ВКонтакте.

 
Луврская галерея в Париже.
***
 "Плот "Медузы" (1819, Париж, Лувр) стал главной картиной, делом жизни Теодора Жерико (Theodore Gericault ,1791–1824). 
Гибель фрегата "Медуза" в 1816 году по вине бездарного капитана, назначенного по протекции, вызвала возмущение в стране. Из 149 человек, спасавшихся после крушения на плоту, выжили лишь 11, остальные погибли от жажды, голода и ужаса (выживших подобрали лишь через две недели). В 1817 году двое из спасшихся (Корреар и Савиньи) опубликовали книгу о крушении "Медузы".

`smarhistory` / Art History Conversation (Dr. Beth Harris and Dr. Steven Zucker, on English).

В процессе работы Жерико стремился быть документально точным: он разыскивает очевидцев события, находит плотника, строившего плот, и заказывает ему точную копию, делает в морге зарисовки трупов, не боясь ввести в свое полотно изображение "безобразного". Отказ от строгой нормативности, присущей классицизму, эстетизация дисгармоничного, ущербного, интерес к впечатляющему сюжету станут характерной приметой романтизма.


Искусствоведческий анализ (6 мин. - на французском) текст - Катерина Терзиеф (Katherine Terzieff) RNM / la cinquieme / CNDP


Художник выбирает кульминационный момент драмы: оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус, на их лицах надежда — заметят ли? Композиция подчеркивает отчаянный порыв: гигантская картина (около 37 квадратных метров), всю поверхность которой занимает огромный плот, как бы захватывает, втягивает зрителя в свое пространство. Край плота срезан рамой — все средства нацелены на то, чтобы зритель почувствовал себя участником происходящего. Конкретные события Жерико трактует как эпическую трагедию, раскрывающую силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии. Термин "романтизм" применительно к живописи был впервые употреблен в связи с Плотом "Медузы" (в некрологе Жерико в 1824 году). Картина привлекла всеобщее внимание, но была приобретена государством (как и прочие произведения мастера) только после смерти художника. Жерико показывает Плот "Медузы" в Лондоне, в Египетском павильоне (1820), где картина пользуется значительным успехом.
В.В.Стародубова
***
О последних днях автора приведенных выше строк, Вероники Васильевны Стародубовой (посмотрите знаменитые издания по искусству: "Братья Лимбурги","Бурдель", "Александр Древин") говорить тяжело и непереносимо стыдно за соотечественников. Но не стоит примешивать к нашему историческому исследованию беду России 2010-х годов и "вину бездарного капитана".
 ***

Теодор Жерико. Рисунок натурщика - этюд к картине "Плот Медузы". Фигура мертвеца в правом нижнем углу большого полотна отсутствует на ранних этюдах; художник вписал ее в последний момент, прямо перед тем, как показать свой шедевр на Парижском салоне.


Барельеф - уменьшенная бронзовая копия "Плота Медузы" вмонтирован в надгробный камень рано угасшего Теодора Жерико на парижском кладбище Пер-Лaшез. 
***

Комментариев нет:

Отправить комментарий