вторник, 24 июня 2014 г.

Шарль Бодлер: Живописец Луи Плане́


Подробнее о неизвестном в России художнике - в моей статье в Википедии.

Луи де Плане́ / Louis de Planet (1814-1876)


Луи де Плане́.  Автопортрет 1855 х., м. 82 × 64 см Музей августинцев, Тулуза.


Шарль Бодлер о художнике Луи де Плане́ (1814-1876) 

“Плане́
является одним из редких учеников Делакруа, блистающих рядом достоинств, присущих самому мэтру.
Нет ничего приятнее в нашей скверной работе обозревателя выставок, чем встреча с действительно хорошей картиной, самобытной и уже получившей свою долю известности благодаря улюлюканью и насмешкам.
Действительно, над этим холстом успели поглумиться; но если можно еще понять ненависть архитекторов, каменщиков, скульпторов и формовщиков ко всему, что напоминает живопись, то чем объяснить, что собратья-художники не замечают в этой картине ни оригинальности композиции, ни свежести красок?

Что-то от галантной испанской живописи сразу привлекло нас в этом произведении. Г-н е Плане́ , как и все первоклассные колористы, создал колорит, используя малое число тонов — красный, белый, коричневый. Это изящно и ласкает взор. Изображенная им св. Тереза никнет, падая и трепеща в ожидании острия, которым пронзит ее божественная любовь; это одна из самих счастливых находок современной живописи. Руки прелестны. Поза естественна и при этом в высшей степени поэтична. Картина дышит предельной страстностью и показывает, что автор вполне способен по-настоящему проникнуться сюжетом — «ибо святая Тереза пылала столь великой любовью к Богу, что сила этого огня исторгала из ее груди стоны... Муки ее были не телесными, а духовными, хотя плоть терзалась вместе с духом».”
• 

Фрагмент критического очерка Шарля Бодлера «Салон 1845 года» / «Salon de 1845» (изданной в том же году брошюры объемом около 50 страниц, подписанной “Бодлер-Дюфаи”).

• 

Луи де Плане́. Портрет м-м Казимиры де Плане́. 1839. Холст, масло, 110 × 88 см. Музей августинцев, Тулуза / Musée des Augustins, Toulouse


Картина «Видение св. Терезы», столь превознесённая Бодлером в брошюре «Салон 1845 г.», упомянута Эженом Делакруа в одном из писем (от 30 августа 1845), адресованных де Плане́, в котором мэтр подбадривает своего молодого собрата, не удовлетворённого развеской в Салоне: “Мне досадно, что Вы недовольны тем, как повешено Ваше полотно; и все же я не сомневаюсь, что, куда его ни помести, знатоки все равно обратят на него внимание”.


Луи де Плане́. Пленённые вавилонянами евреи прощаются с оставленным Иерусалимом / 
La dernière halte des Juifs emmenés en captivité à Babylone. ок. 1843.
Холст, масло 132 × 97 см. Музей августинцев, Тулуза / Musée des Augustins, Toulouse.

понедельник, 23 июня 2014 г.

Шарль Бодлер о художнике Шассерио


Теодор Шассерио (Théodore Сhassériau, 18191857)



Теодор Шассерио. Халиф Константинополя Али-Хамед и его свита. 1845. Холст, масло 325 × 259 см. Версальский дворец.

“Шассерио.
«Халиф Константинополя со своей свитой». Картина привлекает прежде всего композицией. Изображение величественной кавалькады чем-то напоминает наивную дерзость великих мастеров. Но для того, кто со вниманием следил за работами г-на Шассерио, очевидно, что немало еще мятежных замыслов кишит в его молодой голове и что борьба еще не закончена.
В его стремлении завоевать себе место между Энгром, его учителем, и Делакруа, которого он так и норовит обобрать, есть что-то двусмысленное для тех, кто это наблюдает, и неловкое для него самого. Вполне естественно, что г-н Шассерио обирает Делакруа; плохо то, что, несмотря на талант и рано обретенный опыт, он делает это столь явно. В результате его полотно не лишено противоречий. В некоторых местах это уже живопись, в других — всего лишь раскрашивание. Все же общее впечатление приятное, а композиция, с удовольствием повторяю, превосходна.


Уже в его иллюстрациях к «Отелло» сквозило явное для всех старательное подражение Делакруа. Однако тонкий вкус г-на Шассерио и его творческая энергия позволяют надеяться, что из него получится художник — и художник выдающийся.”

Фрагмент критического очерка Шарля Бодлера «Салон 1845 года» / «Salon de 1845» (изданной в том же году брошюры объемом около 50 страниц, подписанной “Бодлер-Дюфаи”). 




Картины Шассерио

 
Теодор Шассерио. Эсфирь готовится предстать перед царём Артаксерксом. / Esther se parant pour être présentée au roi Assuérus, dit La toilette d'Esther, 1841. Холст, масло, 45 х 35 см. Лувр, Париж.  


Впервые картина была показана в парижском Салоне 1842 года. Критики тогда дружно ополчились на «Эсфирь», браня художника за вялость и неизящество модели. В отной из рецензий можно было прочесть: “Что это за вытянутая фигура?! Что это за блуждающий безумный взгляд? Определённо, за этой дикарской маской нет души ...” 
Но на протяжении последующих полутора столетий картина обрела прочную и заслуженно высокую репутацию. Современный французский знаток живописи XIX века, возглавляющий в Лувре отдел живописи, Вансан Помаред / Vincent Pomarède в каталоге выставки Шассерио, прошедшей в 2002 году в США, назвал этот шедевр Шассерио одной из самых знаменитых картин в собрании прославленного музея [Théodore Chassériau (1819-1856): The Unknown Romantic. New York, The Metropolitan Museum of Art, 2002]. 

 
Теодор Шассерио. Две сестры. Холст, масло, 180 × 135 см. Париж, Лувр.  


Теодор Шассерио. Портрет мадам Борг де Бальсан / Porträt der Mme. Borg de Balsam, 1847, бумага, карандаш, 33,3 х 27 см. Музей искусств Филадельфии, штат Пенсильвания, США. 

 
Теодор Шассерио. Макбет и Банко встречают ведьм, 1855. Холст, масло,  72 × 90 см. Музей Орсе, Париж. 

Картина принадлежит к многочисленной серии работ, которые Шассерио написал по прочтении Шекспира. Здесь сюжет навеян одной из начальных сцен в трагедии «Макбет».
Генералы Макбет и Банко разбили войска из Ирландии и Норвегии, предводительствуемые восставшим Макдональдом.Они встречают ведьм, и те пророчествуют о восшествии Макбета не королевский трон, а также о королевской династии, основать которую суждено лорду Банко.