вторник, 24 июня 2014 г.

Шарль Бодлер: Живописец Луи Плане́


Подробнее о неизвестном в России художнике - в моей статье в Википедии.

Луи де Плане́ / Louis de Planet (1814-1876)


Луи де Плане́.  Автопортрет 1855 х., м. 82 × 64 см Музей августинцев, Тулуза.


Шарль Бодлер о художнике Луи де Плане́ (1814-1876) 

“Плане́
является одним из редких учеников Делакруа, блистающих рядом достоинств, присущих самому мэтру.
Нет ничего приятнее в нашей скверной работе обозревателя выставок, чем встреча с действительно хорошей картиной, самобытной и уже получившей свою долю известности благодаря улюлюканью и насмешкам.
Действительно, над этим холстом успели поглумиться; но если можно еще понять ненависть архитекторов, каменщиков, скульпторов и формовщиков ко всему, что напоминает живопись, то чем объяснить, что собратья-художники не замечают в этой картине ни оригинальности композиции, ни свежести красок?

Что-то от галантной испанской живописи сразу привлекло нас в этом произведении. Г-н е Плане́ , как и все первоклассные колористы, создал колорит, используя малое число тонов — красный, белый, коричневый. Это изящно и ласкает взор. Изображенная им св. Тереза никнет, падая и трепеща в ожидании острия, которым пронзит ее божественная любовь; это одна из самих счастливых находок современной живописи. Руки прелестны. Поза естественна и при этом в высшей степени поэтична. Картина дышит предельной страстностью и показывает, что автор вполне способен по-настоящему проникнуться сюжетом — «ибо святая Тереза пылала столь великой любовью к Богу, что сила этого огня исторгала из ее груди стоны... Муки ее были не телесными, а духовными, хотя плоть терзалась вместе с духом».”
• 

Фрагмент критического очерка Шарля Бодлера «Салон 1845 года» / «Salon de 1845» (изданной в том же году брошюры объемом около 50 страниц, подписанной “Бодлер-Дюфаи”).

• 

Луи де Плане́. Портрет м-м Казимиры де Плане́. 1839. Холст, масло, 110 × 88 см. Музей августинцев, Тулуза / Musée des Augustins, Toulouse


Картина «Видение св. Терезы», столь превознесённая Бодлером в брошюре «Салон 1845 г.», упомянута Эженом Делакруа в одном из писем (от 30 августа 1845), адресованных де Плане́, в котором мэтр подбадривает своего молодого собрата, не удовлетворённого развеской в Салоне: “Мне досадно, что Вы недовольны тем, как повешено Ваше полотно; и все же я не сомневаюсь, что, куда его ни помести, знатоки все равно обратят на него внимание”.


Луи де Плане́. Пленённые вавилонянами евреи прощаются с оставленным Иерусалимом / 
La dernière halte des Juifs emmenés en captivité à Babylone. ок. 1843.
Холст, масло 132 × 97 см. Музей августинцев, Тулуза / Musée des Augustins, Toulouse.

Комментариев нет:

Отправить комментарий