вторник, 11 января 2011 г.

Пленэр в Никитском. Сентябрь 1982 - II

Трава.  
холст на картоне / масло 28 x 24 см



Когда коллеги на сайте художников спросили, откуда все достаю старые работы – я ответил: «нет злого умысла: меня сейчас из сухого гаража выставляют – стаскиваю домой, что удается» (после смерти отца у его вдовы обострилась проблема собственности).

На том же сайте художников добрые люди вспомнили и про «тихую молитву природы...», и про «целое былинное сражение».  Дык... в русском поле, где былиночка там и былинно.

В Иностранке есть замечательная книжка Тьери де Дюва "Кант после Дюшана" издательства The MIT Press (недавно наткнулся на нее в сети), про современное состояние искусства. Если провести параллель, 1982 год для меня прошел под знаком "Пластов после Пикассо". В 1981-82 годах я был под большим обаянием голубых и кубистических вещей барселонского мастера. В 1982 году не раз был на его юбилейной выставке в ГМИИ. Но потом как говорится "потянуло на старое". Признаться,  в свои 26 я знал только, что хочу освоить азы профессии, художников в моем Домодедове было когда 3, а когда 2, из них модернистских 0.

Этюд писал, сидя с этюдником в яме (сходно окопался со своим противотанковым ружьем персонаж Юрия Никулина в фильме Бондарчука «Они сражались за Родину»). Была ли эта яма вырыта черными копателями, не знаю. Знаю, что у меня в мастерской 14 лет гостевал череп с Никитского кладбища (товарищ, который мне его дал, рассказывал: не то соседские мальчишки, не то его малолетний брат с друзьями играли на склоне оврага и вытащили череп из-под осыпавшейся земли).  В 82-м он, череп стало быть, у меня поселился, а в 96-м, когда дочь сильно заболела, жена в порыве суеверия уговорила меня вернуть его в первые руки. Эти самые руки руководили тогда художественной школой, и проблем с возвратом не было.

Всю первую неделю из двухнедельного пленера жили мы с приятелем в палатке в 15 метрах от этой ямы, на опушке соснового бора (практически, срослись с травами, ветками, листьями). Хоть и начало сентября, а припекало; потом, правда, зарядили дожди… Приходилось меж двух зонтов полиэтиленовое полотнище натягивать, чтобы не насквозь промокнуть. Приятель мой после пленэра все же слег с пневмонией.
Желтые гроздья в этюде – это пижма (полевая рябинка), высохшие темные соцветья - конский щавель, со смешным именем "огнёвка грыжная" (Rumex confertus).

Комментариев нет:

Отправить комментарий