среда, 12 января 2011 г.

Пленэр в Никитском. Сентябрь 1982 - III


Кончается лето. Сумерки
картон/масло 11.8 x 18 см
Вечер первого дня пленэра. Около восьми… смеркается. Пишу заречные дали, на которые опускается осенний туман. Выбран очень узкий сегмент панорамы. В фотографии такая кадрировка называлась бы зуммированием.

Сравнительно недавно, в ноябре 2009, разбирая гараж, наткнулся на коробку. В ней хранилось большинство маленьких этюдов сентября 1982 года из Никитского. Удивило, насколько хорошо сохранились краски: что значит правильный грунт и удачно подобранный медиум!
Вскоре за тем, показал эти этюды на одном из сайтов художников. Неожиданной была для меня весьма живая и благожелательная реакция коллег. Посудите сами: какие-то картонки, испачканные красками... Но вот люди разных возрастов и по-разному продвинувшиеся в искусстве, многие состоят в разных союзах художников, активно выставляются (справедливость требует отметить, действительных членов Академии среди них нет, но это мало значит для меня); и вот - отозвались. Почему?
Позволю себе такое допущение: если в них, в этих старых этюдах есть какой-то нерв, какая-то искра, то это от дикой неуверенности в себе (требующей диких же усилий к преодолению).
Тогда, как говорят о заключенных, я встал на путь исправления. Принялся за повторное штудирование серьезных книг по искусству. Мой друг (с которым и затеяли этот пленэр) отпечатал фото-способом в формате стопки фотобумаги 9х12, стянутой резинкой, книгу Бориса Иогансона о масляной живописи с очень толковым, постадийным описанием метода подготовки холста, нанесения рисунка, последовательности наслоений красок.
Но, черт! - мы не могли не знать, что автором картины «Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола» 1950 года (Сталинская премия первой степени, 1951) был ни кто иной, как Иогансон! Герой социалистического труда (1968).
Это к вопросу о позиционировании художника в обществе. О чем я не задумывался ни в малейшей степени. В страшном сне не представлял себя придворным живописцем. Во всяком случае.

Итак, надо жить в деревне, чтобы писать деревню.
Сразу хочется спросить: - жить в качестве кого? Ясно, что не барина, которому подводят скакуна для приятных лирических прогулок по окрестностям.
Ответа нет. Может быть из нескольких постов он сложится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий