Поздней осенью 1978 обострилась проблема мастерской. Разладилось мое преподавание в Домодедовской художественной школе, работать красками дома плохо получалось. Чекуров предложил съездить к Лавке журналиста на проспект Мира. Там тусовались те, кто сдавал и те, кто искал съемную квартиру. Уже через час мы зацепили колоритную пару: цыганку (она оказалась приемной дочерью коренных москвичей, умерших о ту пору) и алкаша, ее приятеля. Они предложили комнату на Таганке, в сталинском доме на Краснохолмской набережной. Шестой этаж, высокие потолки, огромное окно и всего 40 рублей в месяц: нам это очень подходило, особенно потому, что учились в Выхино, а до радиальной станции метро Таганская - 8 минут пешком от дома. Поехали смотреть, взяв по дороге портвейну для хозяев. На месте пара наша была огорошена, когда мы сказали, что с собой денег нет и расплатимся завтра.
Застолье с нашими хозяевами в день, когда мы, наконец, принесли месячную плату. Они пришли со случайным знакомым (на рисунке - справа), молодым прапорщиком, уверенно толкующем о роли барабанщика у Зеппелинов и ДипПёпловцев; он был твердо убежден, что Джон «Бонзо» Бонэм уступает в артистизме боготворимому им Яну Пейсу.
Постепенно содержать мастерскую из Домодедова становится для меня слишком хлопотно, перебираюсь "совсем", с вещами. Но без оформления события "Переезд", когда объясняются с близкими и вызывают грузовик. Переезжаю короткими перебежками. И вот, в одну из таких перебежек выхожу вечером из автобуса на привокзальную площадь, чтобы поднявшись на пешеходный мост над путями, попасть на платформу Домодедово-Москва, в руке сложенная раскладушка, распухшая от спрятанных в ней подушки и одеяла. Следом за мной выходит молодая пара; кавалер, красуясь перед девицей, показывает на меня: "И так каждый день!". Девица понимающе хихикает.
Добропорядочное рисование по программе
Совсем другое напряжение перед сессией
Столь же прилежные занятия черчением (пусть и на скорую руку, с помощью Дироскопа – ведь приходилось тратить время на зарабатывание денег!)
Забавное изобретение - Дироскоп! Большой лист стекла укладывается на спинки двух составленных вместе стульев, а снизу настольная лампа со снятым абажуром. На стекло помещается чертеж-образец, к нему аккуратно скрепками цепляют чистый лист, на который и наносится новый чертеж. Правда ушлые препы могли поймать простофилю-студента, забывшего стереть ластиком оставшиеся на оборотной стороне "авторского" чертежа следы от чертежа-матрицы и тогда не миновать пересдачи.
«Лежачие забастовки» долгими осенними вечерами: курить, говорить о важном, выключиться из суетливой будничности, в которой погрязли "предки".
Володя 1978 б., цв. кар. 42х29
Частый наш гость - Серж Лаптев ("Сержем" его придумал назвать капитан технического отдела в/ч 20770 Волокушин; в свою очередь Серёга его прозвал - за малый рост - "Волокушечкиным").
Серега 1978 б., цв. кар. 29х42
Встреча нового 1979 года прошла (к великому, как я с опозданием понял, огорчению Володи) совместно с четой Сусловых - Юлей и Геной и парой их друзей. Отдельный цирк - добывание новогодней ёлки. Мы с Геной взяли пилу и отправились в сторону 2-й (моей!) школы. На участке у нежилого дома росла высоченная, метров десяти ель. Уговорив себя, что строители закладываемого рядом дома все равно эту ёлку погубят, мы распределили роли: Гена лезет на дерево и спиливает верхушку, а я стою на стрёме.
Гости разъехались (акварель 42х31 см)
Похмельным вечером 1-го января гости разъехались. Мы растянулись на своих раскладушках перед одолженным на праздники у сестры телевизором. И тут настало время культурного шока: по ТВ случилось выступление Kraft Werk! (Напомню, это та самая зима 1978-79 годов, когда небывалый мороз побил множество плодовых деревьев в подмосковных садах.) Зазвучала композиция Robot с проговаринием по-русски "я твой слУга, я твой работник". Фокус видеоряда сосредоточился на том, что механистические движения музыкантов группы во время представления оказались зеркально повторенными в позах спокойного вниманиея к сцене со стороны ровно сидящих среди публики манекенов. В дальнейшем такое удовольствие от попадания в десятку доводилось испытать только в 1990-х на перформансах, устраиваемых современными художниками.
Желтый чайник (памятная, едва ли не первая в моей жизни личная хозяйственная покупка), ВЭФ, термос, пельмени за окном
Уж не знаю как, вероятнее всего с маминой помощью, мне удалось выпросить у отца его новенький VEF - тяжеленный, на шести больших батарейках транзисторный радиоприемник рижского завода, который уверенно принимал короткие волны (Голос Америки, ВВС можно было слушать на одном из диапазонов, где в эту минуту не слишком лютовали глушилки).
Но назревал разрыв : к концу первого полугодия учебного 1978-1979 года состоялось мое болезненное увольнение в никуда из художественной школы. Иссяк мой источник дохода. И однажды, когда настало время скинуться по двадцатке на новый взнос хозяевам, у меня этой двадцатки не оказалось, а Володя не захотел мне одалживать, резонно интересуясь – чем отдавать буду? Я вспыхнул, наговорил резкостей, и уже через несколько дней Володя вывез все свои вещи. Так я остался один в этой комнате. А через 2 недели обзавелся аквариумом с ярко-рубиновыми меченосцами. Так легко было доехать до Птичьего рынка - всего несколько остановок 169-го автобуса от дома.
Интерьер мастерской. 1979 картон, масло
В серванте, которым я отгородил "спальню" от "мастерской", размещались книги, краски, аквариум. Правда уже в марте (когда меня стали угнетать самоубийства выпрыгивающих в каком-то рыцарском отчаянии самцов меченосцев) приехал сын маминой сотрудницы, чтобы забрать и аквариум, и рыбок. Так я без сожаления, с облегчением даже простился со своей нелепой и совсем не своевременной живностью.
Этой же зимой для занятий рисунком купил гипсы: маску Афродиты, голову экорше. Не припомню,откуда взялась довольно внушительная сумма на это.
Неожиданная любезность красивой продавщицы Художественного салона у метро Октябрьская смутила меня, нарушив душевное равновесие. (Тогда я краснел поминутно, даже без видимого повода.) Молодая женщина предложила отложить для меня ожидаемые на другой день новые гипсы. Назавтра, когда я приехал забирать куб, шар, орнамент, во внутреннем кармане моего пальто грустно таяла специально купленная шоколадка, я не решился ее вручить благодетельнице.
Комментариев нет:
Отправить комментарий